Описание предмета: Круглая, тонкая дощечка диаметром 30 см. с середины доски спиральным кругом идут равномерным расстоянием дырочки, где каждое утро передвигается палочка путем втыкания в дырочку, таких дырочек 365, что означает в году 365 дней.  Крестиками и кружочками обозначают праздники. Вверху маленький кружок, где 7 дырочек указывают недели. На самой верхней зарубке (кружочке) указан крестик, откуда идет подсчёт начало недели. Имеется датировка 1919 г.

В фонде улусного краеведческого музея им. Г.В. Ксенофонтова  хранится старинный якутский календарь. Древний якутский спиралевидный календарь – одно из уникальных творений человеческого разума. В основном, это были обычные дощечки, на которые заносились с помощью зарубок и особых знаков важная для жизнедеятельности информация: о начале и ходе сельскохозяйственных работ, о днях церковных и семейных праздников.

Народное сознание наделило каждого святого своими обязанностями, за исполнение которых якуты почитали их.

В отдельных случаях якутские календари допускали значительные отступления: иногда  начинался с 1 сентября, не обозначались и некоторые церковные праздники, так как они не были связаны напрямую с ведением хозяйства. Одинаковых, совпадающих во всех обозначениях, календарей у якутов не было: в разных местах, исходя из характера природы и хозяйства, вносились в календари свои дополнительные знаки, причем отбрасывались не нужные для данных мест символы. Кроме того, как правило, отмечались дни святых, имена которых носили члены семьи (хозяин, хозяйка и др.)

Календарь хранящихся в фонде нашего музея – сугубо индивидуальный. Это семейный календарь, что говорят зарубки где указаны не все православные праздники. В основном в календаре указаны   семейные торжества. 

Еще одна особенность: календари не составлялись  специально для одного определенного года, а эти календари  можно использовать в любом последующем году, месяце. Поэтому их называли «вечными календарями»

Календарь составлен по старому стилю:

Подсчет начинается с  1 сентября — Х (Семенов день)  Конец летних полевых работ и начало потребления заготовленного запаса пищи. Начало «семеновских» дождей.

Похожий календарь имеют народы инки и майа, но их календарь закручивается вовнутрь, то есть имеет начало и конец. Именно поэтому на своем форуме в Мехико в 2012 году жрецы народов мира, имеющих календари, отметили исключительную мудрость якутского календаря, утверждающую бесконечность жизни на земле. В церемонии представления календаря саха в Мехико участвовали известный якутский жрец Леонид Саввин, этнограф Вильям Яковлев и руководитель якутской делегации Михаил Ершов.

 Жрецы мира признали якутский календарь самым древним календарем на планете.

В 2014 году, в Год Үрүҥ Айыы, сэргэ и древний календарь саха возродились на хангаласском Ысыахе Олонхо в качестве главных и основных символов бесконечности, возрождаемости жизни и всего живого, возродились в своей настоящей ипостаси.

Легкой спиралью выглядят девять кругов древнего якутского календаря, выстроенного на склоне горы из изгороди (күрүө). Но это только календарь – узкая высокая стпенчатая трибуна, ведущая от подножья горы к центру коспической спирали, превращает календарь в гиганское дерево. Девять кругов становятся его кроной с золотыми и серебрянными плодами – чоронами.

 Вместе с ними возродились имена трех великих братьев – хранителей святынь народа саха.

На древней хангаласской земле жили три великих жреца народа саха – Нөмүгү Тойон, Өксөкүлээх Ойуун и Үрүҥ Айыы ойуун Эргис. В стародавние времена братья разошлись по необъятной земле Саха.

Нөмүгү Тойон стал прародителем сунтарских ханглов. На новой родине Нөмүгү сохранил древний обряд Ысыах, Осуохай и кумысопитие.

Өксөкүлээх Ойуун, дошедший до священной Таатты, сохранил древние сказания Олонхо и искусство тойуксутов.

Младший брат Эргис, чье имя означает «круговорот», оставшись на родной долине Эркээни, стал хранителем тайны вечного календаря. Впоследствии потомки Эргиса довели до наших времен этот календарь.