135-летие со дня рождения выдающегося ученого, этнографа, фольклориста, юриста, общественного деятеля Гавриила Васильевича Ксенофонтова.
- 16/01/2023
- 140
- нет
Сегодня 16 января мы отмечаем особенный день в истории Хангаласского улуса — 135-летие со дня рождения выдающегося ученого, этнографа, фольклориста, юриста, общественного деятеля Гавриила Васильевича Ксенофонтова.
Испокон веков Хангаласский улус имеет богатую историю, здесь выросли яркие личности, которыми сегодня мы помним, чтим и гордимся. Одним из них в начале ХХ века в Якутии был Гавриил Васильевич Ксенофонтов, первый ученый-историк, этнограф с мировым именем, общественный деятель Якутии.
Гавриил Васильевич Ксенофонтов – яркий представитель первого поколения якутской интеллигенции, в судьбе которого, как в зеркале, отражается историческая судьба того поколения. Его дела и поступки — это замыслы и действия целого поколения людей, посвятивших себя благородному служению интересам и чаяниям родного народа. Потому он остался в памяти народа и народ по праву гордится им. То, что успел он сделать, достойно самого глубокого уважения, признания и увековечения.
Гаврил Васильевич Ксенофонтов родился 16 января (4 января по старому стилю) 1888 года в 4-м Мальжагарском наслеге Хангаласского улуса. Его родители, Василий Никифорович и Екатерина Максимовна, относились к числу известных и зажиточных людей своего улуса. Семья была большой: шесть сыновей и три дочери. Гавриил был в семье старшим. В 1899 г. он поступил учиться в реальное училище, где проявил себя способным и прилежным учеником, особых успехов он достиг в математике. В старших классах он стал посещать библиотеку политических ссыльных и активно читать революционную литературу.
Заведующим библиотекой был социал-демократ С.Ф. Котиков, который организовал в Якутске нелегальный кружок, привлекая в него демократически настроенную часть из числа учащейся молодежи. Сюда и попал юный Ксенофонтов. Здесь он впервые познакомился с работой К. Маркса “Капитал” и долгое время находился под большим впечатлением от концептуальных идей научного социализма. После окончания училища, год проработав в Якутске в качестве репетитора, он в 1907 году устраивается на работу народным учителем в сельскую школу.
По настоянию отца в 1908 году Г.В. Ксенофонтов поступает на юридический факультет Томского университета. В 1912 году он получает диплом юриста второй степени и, отказавшись от предложения остаться на кафедре уголовного права для подготовки к профессуре, поступает на работу в адвокатуру, в качестве помощника присяжного поверенного в Омский округ с местожительством в городе Томске.
Год он занимается судебной практикой под руководством присяжного поверенного Б.Н. Гана, а затем возвращается в Якутск. С этого времени начинается его блестящая карьера адвоката. Прекрасное владение двумя языками (якутским и русским), эмоциональная, образная речь, великолепное знание греческого, латыни и немецкого языков делали его выступления яркими и запоминающимися. Вскоре он становится одним из самых известных юристов в городе Якутске, был председателем городской Думы.
В дни Февральской революции на передний план выдвинулась интеллигенция. Демократически настроенная ее часть являлась наиболее последовательным выразителем интересов якутского и других народов Сибири, пользовалась их доверием и поддержкой. Одним из ее лидеров стал Г.В. Ксенофонтов. С первых дней революции Ксенофонтов представлял якутскую интеллигенцию в структуре временных органов власти в Якутии. Он являлся членом Исполнительного бюро ЯКОБ и комиссаром Якутского окружного суда. Основал национально – демократическую партию «Якутский трудовой союз федералистов».
Об авторитете Г. В. Ксенофонтова как политического деятеля свидетельствует тот факт, что он единодушно был избран от федералистов депутатом в Учредительное собрание. Как депутат от Якутской области Ксенофонтов принимал непосредственное участие в работе Сибирской Думы. С разгоном Учредительного Собрания и ликвидацией Сибирской Думы период активной политической деятельности Ксенофонтова завершился.
Г.В. Ксенофонтов – юрист, высокая эрудиция которого базировалась, в первую очередь, на европейском гуманитарном знании, на греческой и немецкой философии, сопряженная с жизненным опытом, приходит к принципиальному убеждению о возможности прикладной этнографии.
Он поступает на общественный факультет Иркутского государственного университета, где начинает слушать лекции по истории Сибири. Учитывая его общую университетскую подготовку, правление университета предложило ему место ассистента на кафедре восточных языков. Затем его перевели на кафедру археологии и этнографии, где он специализировался по этнографии и истории кочевых народов Азии.
На становление же его как профессионального этнографа-полевика повлияла научная среда Иркутского университета, где он начинает принимать активное участие в кружке “Народоведение” и в работе Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества. С этого момента и до конца своей жизни Г.В. Ксенофонтов, не отрываясь, занимается научной деятельностью.
Летом 1921 г., в качестве члена экспедиции профессора Б.Э. Петри, Г.В. Ксенофонтов получил командировку в Якутскую область, где, наряду с изучением верований якутов, зарисовал и описал наскальные изображения на реке Лена. Собранный им этнографический материал включал в себя исторические предания, героический богатырский эпос якутов – олонхо, материалы по шаманству.
Лето 1922 г. он провел в Аларском аймаке Бурятии, знакомясь с шаманской верой бурят. Для обстоятельного и систематического сбора этнографических материалов Г.В. Ксенофонтов в 1923 г. уволился из университета и выехал в Якутию. Для собирания материалов он поступил на службу секретарем Северного отделения Якутского наркомата торговли и промышленности. Находясь в низовьях р. Лена, в с. Кюсюр, он совершил двухмесячную этнографическую поездку к устью реки Оленек. Пробыв на Севере в общей сложности год, он в октябре 1924 г. возвратился в Якутск.
После поездки Ксенофонтова на Север Якутское правительство все же нашло средства и форму финансирования интенсивной научной деятельности ученого. В декабре 1924 г. Г.В. Ксенофонтов становится научным сотрудником отдела Наркомпроса ЯАССР. В феврале 1925 г. ученый предпринял свое самое большое путешествие по маршруту : Якутск — остров Тойон Арыы — таежные наслеги Западно-Кангаласского улуса и Средневилюйский улус – Вилюйск – Верхневилюйск – Марха – Нюрба – Шея – Сунтар – Хочинский улус – Брангатский наслег – Чона – Эрбогачан – Ново-Туруханск – Красноярск. Путешествие завершилось в середине 1926 г. поездкой в Хакасию и Западную Бурятию. В 1926 г. ученый съездил в Хакасию, и таким образом, завершил свой намеченный маршрут. Так, был собран обширный корпус источников по этнографии, фольклору, мифологии, ритуалу, верованиям и искусству якутов, эвенков, хакасов.
Следует отметить, что в экспедициях Г.В. Ксенофонтов все зарисовки к своим материалам делал сам и делал это профессионально. К сожалению, это была его последняя экспедиция, по состоянию здоровья ученый вынужден был уехать из Якутии, сначала в Ленинград, а затем в Москву. 23 мая 1927 года в Якутском представительстве в Москве Ксенофонтов выступил с обширным докладом о проделанной научной работе перед правительством республики. На совещании присутствовал П.А. Ойунский. Отчет был единодушно утвержден.
Приехав в 1928 году в Иркутск, он приступает к публикации своих работ. В эти годы были опубликованы его статьи “Изображения на скалах р. Лена в пределах Якутского округа”, “Происхождение якутов”, “Кочевой быт и религия”. При помощи издательства якутской секции ВСОРГО увидела свет его первая книга “Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов”. В 1929 г. увидели свет работы “Хрестес. Шаманизм и христианство”, “Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме”, “Пастушеский быт и мифологические воззрения классического Востока”.
В эти же годы он подготовил к изданию основной итог своих исследований по фольклору и мифологии якутов – “Эллэйаду”. Все предпринимаемые попытки к его изданию кончились при жизни автора безрезультатно. “Эллэйада” была напечатана только в 1977 г. В Иркутске Ксенофонтов встретил новую спутницу жизни, умную интеллигентную женщину К.А. Рогову, которая стала его женой. В 1930 г. у Ксенофонтовых родился первенец Леонид, который оказался единственным ребенком. Жена разделяла с ним все тяготы жизни и была с ним до трагического конца.
Ксенофонтов являлся поистине ученым-гуманитарием широкого профиля. Он был прекрасным знатоком языка в широком смысле этого слова. Якутский ученый активно включился в развернувшиеся тогда теоретические дискуссии о языке и написал серию полемических исследований по данной проблеме. Примером этому могут служить его блестящие работы, посвященные расшифровке памятников орхонской письменности из Западного Прибайкалья.
В 1935 году он принимает участие в языковедческой конференции в г. Якутске. Здесь он встречается с П.А. Ойунским, видным партийным государственным деятелем, ученым-филологом, основоположником якутской советской литературы. Вскоре Ксенофонтов получает от П.А. Ойунского предложение о сотрудничестве в только что созданный научно-исследовательский Институт языка и культуры при СНК ЯАССР. В этот период Ксенофонтов уже работал над II томом древней истории якутов “Ураанхай сахалар”. В 1937 г. выходит I том его монументального исследования “Ураангхай сахалар”.
Дальнейшая научная деятельность ученого требовала работы в центральных архивах и библиотеках и при личной поддержке Ойунского он добивается длительной научной командировки в Москву. Так вместе с семьей он переезжает в столицу, а затем поселяется в подмосковном городке Димитрове. В апреле 1938 г. Ксенофонтов был арестован по заранее сфабрикованному делу об участии в антисоветской националистической организации. Решением Военной коллегии Верховного суда СССР от 28 августа 1938 г. он был приговорен к высшей мере наказания, приговор был исполнен без промедления в тот же день.
Г.В. Ксенофонтов был реабилитирован в 1957 г. Труды Г.В. Ксенофонтова, разработанные в лучших традициях европейской гуманитарной мысли и подкрепленные богатой источниковой базой, собранной в поле, и положили начало интеллектуальной традиции народа саха, зарождению якутской этнографической школы.