Яковлев Егор Львович


ХАНГАЛАСЦЫ ОТ ВЕКА К ВЕКУ


Очерки по древней истории Хангаласского улуса

…В 1682 г. на месте современного Покровска произошло крупное столкновение ясачных с казаками. Это событие известно как последнее восстание хангаласцев против воеводской власти.
Восставшие под предводительством немюгинского родоначальника Дженника несколько раз приступали к Якутскомуострогу, намереваясь взять его, но каждый раз неудачно. Наконец, воевода Иван Приклонский, узнав, что мятежники еще раз собираются напасть на город, захватил инициативу: собралвойско, вывел его в район расположения восставших, пример но в 80 километрах к югу от острога, внезапно напал на них и разбил в ночь на 27 сентября. 1октября, в Покров день, отслужив молебен, поставили большой деревянный крест, а затем в память и в благодарность богу за дарованную победу построили пустынь (небольшое церковное здание — Е.Я.), назвав ее Покровской. Она послужила началом строительства современного города Покровска. В этом восстании приняли участие сосланные раскольники и некоторые казаки, “связанные узами родства с якутами”. “Представляет большой интерес,- писал С.А.Токарев,- упоминание в нем участия части русского населения совместно с якутами против воеводской власти. В таком случае перед нами начало перерастания национального движения в чисто классовое”. По замыслу организаторов восстания, согласно преданиям, должны были участвовать в штурме Якутского острога жемконцы и нерюктейцы, но пока они строили и собирали средства переправы через Лену, Приклонский применил неожиданную тактику и одержал победу.
Старинное название Покровска Хоруол Тумуһа (Сторожевой Мыс, Караульный мыс). Интересно, что как раз против Покровска, на правом берегу Лены выдающееся возвышенное место между I и II Жемконами тоже называется “Хоруол Тумула”, или просто “Хоруол”. Место это очень удобное для наблюдения за движением как по реке Лене, так и по долине Самартай, что говорит о довольно высоком уровне военной тактики наших предков…

Гордеев Николай Данилович
ОТ ХОРУОЛ ТУМУСА ДО ПОКРОВСКА
(Историко-документальные записи Н.Д.Гордеева)

По преданию якуты-хангаласцы, целое племя или группа родов, в начале 17 века жили по среднему течению реки Лена, занимая левый берег от северной Священной горы Хотугу Ытык хайа (Кангаласский камень) до мыса Хоруол Тумус (Караульный мыс). Их родоначальником был сильный и воинственный Тыгын.
В этот период в якутских родах происходило социальное и имущественное расслоение. Стала выделяться родовая знать — тойоны, которые соперничали, воевали между собой, вовлекая в эти столкновения своих сородичей. Этот период сохранился в народной памяти как «кыргыс уйэтэ» — век кровопролития и междоусобных войн. Кроме того, военно-феодальный гнет и непосильный ясак русского воеводства вынудил кангаласских якутов восстать против русского воеводства.
Вследствие этих обстоятельств, кангаласский родоначальник Тыгын в местности Хоруол Тумус поставил сильные дозоры, чтобы следить за движением по Лене, так как это место было самое удобное для наблюдения и нападения на плывущих на шитиках, карбасах и плотах из Усть-Кута в Якутск русских казаков. Во-вторых, Тыгын, видимо, опасался нападения других родов и племен, ибо напротив Хоруол Тумус, на правом берегу Лены возвышался утес Көмүс Тумус (Серебрянный мыс), на котором на дозор ставил своих воинов Хара Сырай Дьогудай (чернолицый Дьогудай), один из прародителей якутов Жемконского наслега. В третьих, Тыгын таким образом преграждал путь проникновения мальжагарским родам своего соперника – легендарного воина, одного из сильных родоночальников Кэлтэки Сабыйа,с которым Тыгын имел столкновение около с.Тойон-Ары, так как род Кэлтэки Сабыйа жил на острове Тараҕай в 50 верстах от Хоруол Тумус.
Тыгын, враждуя с русскими, в то же время охранял свой род от нападения других родов. А самым удобным в стратегическом смысле был мыс Хоруол Тумус.
Восстанием против русского воеводства руководил немюгинский князь Дженник. В народном предании говорится, что к восставшим кангаласским якутам присоединились русские раскольники и мятежные казаки, но историки данный факт не берут за действительность, так как документально это не подтверждается.
Восставшие несколько раз приступали к Якутской крепости, но каждый pаз воевода И. В. Приклонский отбивал их. Наконец, воевода Приклонский собрал верных ему казаков и двинулся на заставу Хоруол Тумус. В ночь на 27 октября по старому стилю 1682 года они напали на заставу. Восставшие с князем Дженником самоотверженно бились с казаками. Тогда у якутов в вооружении были лук да стрела, копье и пальма, а у казаков — курковые, кремневые винтовки, что было большим превосходством над восставшими. Но, тем не менее, защитники заставы Хорул Тумус самоотверженно держались три дня и три ночи.
Первого октября (по старому стилю) 1682 года казаки разбили мятежников и заняли Хоруол Тумус. В этот день по православному календарю был праздник — Покров день. Победители отслужили молебен и водрузили большой деревянный крест. С тех пор Хоруол Тумус и стал называться Покровский крест. И началась новая история…

Г.У. Эргис.
К истории Покровска.
7 октября 1966 г.

….В старину мыс при впадении речки Бэстээх (Покровка) в Лену по якутски назывался «Хоруол тумуһа», т.е. Караульный мыс. По историческим преданиям кангаласский родоначальник Тыгын (или Дыгын) ставил здесь пост для наблюдения за движением по реке.
Наименование этого мыса «Покровским» связано, видимо, с событием 1682 г., когда против военно-феодального гнета и непосильного ясака восстали кангаласские якуты под руководством князца Дженика. Некоторые историки утверждают, что к восставшим присоединились обиженные воеводой отдельные казаки и раскольники. В борьбе с гнетом царизма впервые объединились угнетенные низы двух народов. Восставшие несколько раз приступали к г. Якутску, но каждый раз воевода Приклонский отбивал их. Затем воевода захватил инциативу в свои руки и в ночь на 27 сентября 1682 Г. на голову разбил мятежников, собравшихся в Хоруол тумуҺа у князя Нэмугу Ханалас.
Победители 1 октября, в Покров день, отслужили благодарственный молебен и водрузили большой деревянный крест. С тех пор это место стало называться “Покровским крестом».