ТЫГЫН

Родоначальник Хангаласского улуса. Жил в конце XVI и в начале первой половины XVII века.
Хангаласские роды являются основными носителями тех южных культурных элементов, включая тюркскую речь, которые прочно определили основной характер позднейшей якутской культуры.
«Реальный исторический Тыгын, отец Бэджэкэ, Окурая, Чаллая и других якутских князцов XVII действительно по праву занимает свое место в дорусской истории Якутии — не только благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, но общей его роли в социально-политической истории якутской народности». (АН СССР. История Якутской АССР. Т.1.С.419.1955 г.).
Хангаласцы (кангалас) — объединение, состоящее из нескольких кланов и патрономических групп. Не вдаваясь в пространственные и убедительные истолкования этнонимов, наблюдаются интересные параллели в духовной и материальной культуре якутов и племени, так или иначе связанных с кангаласцами.
Из знатного рода ханглов выходили наследственные родоначальники, князцы, головы и весь духовный потенциал якутского народа. Среди них выделяется имя Тыгына. Якутский фольклор и исторические предания рисуют Тыгына с характерными чертами такого наследственного вождя, вышедшего из аристократического семейства родовой знати. Его окружает дружина из лучших витязей, преданных ему и готовых исполнить любое его приказание
Тыгын унаследовал от деда и отца определенное общественное положение главы патриархально-родовой по ее характеру и межплеменной по масштабам организации, союза племен. Вместе с тем он был, очевидно, и главой господствующего среди них рода, который являлся основным носителем идеи энного единства — эля. Организация эта, конечно, возникла задолго до Тыгына, она была несомненно принесена вместе с прочими элементами степной культуры якутов их предками. Ему сопутствует формирование в этносознании народа определенных символов, чаще всего в идее единого правителя. За эту идею боролись якутские депутаты во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. Вот почему образ Тыгына — национального героя живет в этническом и общественном сознании народа, в его духовной культуре.